МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Управление образования МО Белоглинский район
МБОУ СОШ №5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Театр»
для обучающихся 1-4 классов
с.Белая Глина, 2023 год
Содержание
1)пояснительная записка;
2) планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности;
3) содержание внеурочной деятельности, формы, виды деятельности
4) тематическое планирование с определением основных видов
внеурочной деятельности обучающихся;
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Театр» составлена в
соответствии с нормативно-правовой базой: Федеральный Закон «Об образовании
в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм.
и доп., вступ. в силу с 01.07.2016); Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 № 373 (с изменениями от 26.11.2010 № 1241, 22.09.2011 № 2357,
18.12.2012 № 1060, 29.12.2014 № 1643, 31.12.2015 № 1576).Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от
29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации
03.03.2011 № 19993 (с изменениями от 24.11.2015 № 81); Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья"от 10.07.2015 № 26 (вместе с
"СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...",
зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528); Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина; Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Концепция
программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.
Цели:
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных
задач общества и государства является воспитание нравственного,
ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом
Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования
процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний,
умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной
деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовнонравственных, социальных семейных и других ценностей. Государство и
общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы
воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на
практике использовать полученные знания; формирование целостной
образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную
деятельность и учитывающую историко - культурную, этническую и
региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции;
выстраивание социального партнёрства школы с семьёй.
Таким образом, основная цель рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Театр в начальной школе» является формирование
коммуникативных умений, поддержка одарённых детей, воспитание и развитие
понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего
художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
Метапредметные:
1) формировать коммуникативные умения, такие как: включаться и
поддерживать диалог, коллективное обсуждение; учитывать мнения партнёров,
отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои
затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; научить слушать собеседника;
научить договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению; помочь формулировать собственное
мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
2) развивать умение проявлять инициативу и активность, планировать свою
работу, сопоставлять свои достижения с заданными критериями.
Личностные:
3)формировать
потребность
сотрудничества
со
сверстниками,
доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,
стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
4)целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе
опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
5)
развития.
осознание значимости занятий театральным искусством для личного
Содержание программы обеспечивает преемственность
с программами
предметов (литературное чтение, русский язык, окружающий мир), является
продолжением и дополнением содержания образования.
Программа ориентирована на достижение результатов ФГОС (планируемых
результатов обучения): личностных, метапредметных
(регулятивных,
познавательных, коммуникативных).
Программа разработана для параллели 1-4 классов, рассчитана на 34 часа год,
1час в неделю.
Отличительными особенностями и новизной программы является
соединение в себе основных современных принципов в образовании:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами
театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на
практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и
инструмент
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам
(уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и
технология, вокал и ритмика)
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на
творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение
личности
-принцип коммуникативной направленности - вовлечение учащихся в
устную и письменную коммуникацию; отбор и организация учебного материала:
тематику, сферы общения, ситуации общения, возможные в заданных условиях;
использование различных организационных форм для включения каждого в
общение; соблюдения условий, благоприятствующих общению.
I.
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
Коммуникативные умения:
Обучающийся научится:
·включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность
·работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
·обращаться за помощью;
·формулировать свои затруднения;
·предлагать помощь и сотрудничество;
·слушать собеседника;
·договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
·формулировать собственное мнение и позицию;
·осуществлять взаимный контроль;
·адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Регулятивные умения:
Обучающийся научится:
·понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
·планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
·осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
·анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные умения:
Обучающийся научится:
·пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
·понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
·проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и
инсценировании.
Личностные результаты:
У учеников будут сформированы:
·потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение
к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
·целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
·этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе
опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
·осознание значимости занятий театральным искусством для личного
развития.
II.
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ФОРМЫ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа «Театр в начальной школе» включает в себя следующие
разделы: (Таблица№2)
1. «Мы играем – мы мечтаем!» (Введение ребёнка в мир театрального
искусства)
2. Театр и речь. (Речь, как основное средство театрализованного искусства)
3. Основы актёрского мастерства. (Сценическое искусство: развитие игрового
поведения, эстетических чувств)
4. Просмотр спектаклей в театрах города. («Творческая мастерская»)
5. Наш театр. (Самостоятельная театральная деятельность»: театрализованные
игры, игры-драматизации, постановка спектаклей).
Таблица№1 «Разделы курса»
№ Тема раздела
п/п Форма занятия
1
Колво
часо
в
«Мы играем – мы мечтаем!»
10
занятие - игра
2
«Театр и речь»
8
занятие - актёрский тренинг
занятие – беседа
занятие - экскурсия
Виды
деятельности
игровая
деятельность
Планируемые результаты
умение участвовать в диалоге,
умение слушать и вступать в
диалог,
участвовать
в
коллективном
обсуждении
проблем
взаимодействие учеников между
собой на уровне класса
познавательная
умение выбирать и использовать
деятельность
адекватные выразительные средства,
взаимодействие
ученика
с
учителем
умение
ставить
вопросы;
обращаться
за
помощью;
формулировать свои затруднения,
предлагать
помощь
и
сотрудничество
досугово
- «Основы актёрского мастерства»
развлекательная
занятие
изучение
основ
сценического мастерства
умение решать творческие задачи
на уровне импровизаций, уметь
использовать
художественные
материалы
умение вступать в общение с
произведением
искусства
и
«актёрами»
3
«Просмотр спектаклей в 4
театрах города»
занятие - просмотр спектакля
занятие – беседа
занятие - иллюстрирование
4
«Наш театр»
занятие - мастерская образа
занятие
мастерская
костюма, декораций
занятие
инсценировка,
постановка спектакля
занятие - выступление
социальное
творчество
проблемноценностное
общение
художественное
творчество
11
социальное
творчество
исследование
допускать
возможность
существования у людей различных
точек зрения, в том числе
отличной от его собственной, и
ориентироваться
на
позицию
партнёра
в
общении
и
взаимодействии;
умение вступать в общение с
произведением
искусства
и
«актёрами»
разрабатывать единую тактику в
театрализованных
действиях,
учитывая мнения партнеров
умение разрабатывать единую
тактику
в
театрализованных
действиях,
учитывая
мнения
партнеров,
использовать речь для регуляции
своего действия, и действий
партнера,
способность
сохранять
доброжелательное отношение друг
к другу в ситуации конфликта
интересов
умение выступать в роли актёра,
зрителя, режиссёра.
Учебно-методическая обеспечение
Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства»
рекомендуется использовать «Театр». Пособие для дополнительного
образования» И.А. Генералова, Ершовой Т.Г. [29,30]
Также разработанная программа «Театр в школе» предполагает разные
формы работы - индивидуальные и подгрупповые занятия, которые используются
с целью формирования коммуникативных умений и отработки отдельных сцен
спектаклей.
Программа предусматривает использование основных форм проведения
занятий:
игра – беседа - иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства - мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценировка прочитанного произведения - постановка спектакля
посещение спектакля - работа в малых группах
актёрский тренинг – экскурсия
выступление - диагностика
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры.
Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное
условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство
свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над
декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также
развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать
возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую
знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной,
просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды
деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями
реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает
общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие
зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у
школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у
школьников способствует их гармоничному речевому и художественному развитию
в дальнейшем.
Организация деятельности младших школьников по данной программе
увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Формы проведения занятий в урочное и внеурочное время:
игра (направлена на развитие игрового поведения детей, формирование
умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных
ситуациях, театрализованная деятельность, направленная на отработку дикции,
артикуляции)
беседа (направлена на формирование умения выражать своё отношение
к героям, их поступкам при анализе произведения)
иллюстрирование (после просмотра спектакля или прочтения
произведения предполагаются следующие виды деятельности: беседы по
содержанию и иллюстрирование)
изучение основ сценического мастерства (призван обеспечить условия
для овладения школьниками элементарными знаниями о театральном искусстве)
мастерская костюма, декораций (совместное изготовление и подбор
атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов)
инсценировка прочитанного произведения, или отдельных частей, по
желанию детей и педагога, изучаемых по программе: «Перспективная Начальная
Школа» автора: литературное чтение, автора Н. А. Чураковой,
и по
разработанной программе «Театр в начальной школе»
постановка спектакля (работа над постановкой во время генеральных
репетиций, отработка отдельной части спектакля)
посещение спектакля (просмотр спектакля в театрах города)
работа в малых группах (развитие творческой активности школьников
через решение определённых коммуникативных задач)
актёрский тренинг (беседы и встречи с заслуженными актёрами и
педагогами известных театров города М.В. Дюсметовой, И.В.Гоц)
экскурсия (дети напрямую знакомятся с процессом подготовки
спектакля: посещение гримерной, костюмерной тетра «Скоморох»)
выступление (выступление с готовой
сценических площадках ДШИ, СОШ, ДОУ и т. д)
постановкой
на
разных
диагностика (проводится во время занятий в три этапа направленная на
выявление уровня коммуникативных умений)
Для правильной организации театральных занятий рекомендуется
учитывать следующие принципы:
. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.
. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации
педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как
дидактические и сюжетно-ролевые.
. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения
игр.
. Сотрудничество детей друг с другом, взрослыми.
. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и
упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают
движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.
Но требования предъявляются не только к личностным и профессиональным
качествам педагога, но и к организуемой им среде, которая помогает
формированию коммуникативных умений:
. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием
творческих способностей формируются все стороны личности ребенка;
воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование
эмоций формирует сознание нравственных норм.
. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на
развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых
образов.
. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей
развивается способность активно использовать различные виды знаковосимволической функции, способность к созданию образов и эффективные
механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.
. Театрализованная деятельность должна быть разной функциональной
направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать
как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных
понятий, познания окружающего мира.
.Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных - умение считаться с
мнением коллектива.
Театрализованная
деятельность должны быть различной по своему
содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим
специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся
сюжеты.
В том числе, педагогу необходимо учитывать планируемые результаты и
уровень освоения коммуникативных умений обучающихся.
Мультимедийные ресурсы
https://www.youtube.com/watch?v=f8ZmRLZiIF8
http://vk.com/utvstandart
https://www.youtube.com/watch?v=fOJWVqp9OJM
Ожидаемые результаты.
В конце 1-го года обучения дети должны уметь:
Дать краткое словесное описание внешности и основных черт
характера каждого члена группы.
Найти оправдание любой произвольной позе (бытовое и в
пределах сюжета).
Узнавать каждого члена группы с закрытыми глазами на ощупь и
по голосу.
Равномерно распределять свои движения в определенном ритме на
определенный счет.
Снимать наиболее значительные физические зажимы.
Выполнять 2-3 простейших физических действия, находясь на
сцене в течение 3-х минут.
Описывать эмоции, испытываемые героем этюда или
художественного произведения, и уметь дать им приблизительное
истолкование.
Переключаться с одного ритма на другой по сигналу педагога, не
прерывая движения.
Создавать пластические импровизации под музыку разного
характера.
Делать 5-10 артикуляционных упражнений.
Овладеть 5-10 дыхательными упражнениями и уметь выполнять
их индивидуально и в группе.
Произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
Произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разным
подтекстом.
Выразительно прочитать наизусть диалог, произнося слова
правильно, четко и с нужными интонациями.
В конце 2-го года обучения дети должны уметь:
Выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии
постороннего человека.
Выполнять индивидуальные задания, не реагируя на реплику
зрителей.
Распределиться по площадке, не перекрывая друг друга.
Выполнять упражнения по памяти физических действий (на выбор
учащегося).
Запоминать предложенные режиссером мизансцены.
Выполнить простейшее задание и построить этюд в паре с любым
партнером, выбранным педагогом.
Двигаться цепочкой по комнате, закрыв глаза, за ведущим, глаза
которого открыты, в течение 3-5 минут.
Владеть техникой безопасного падения с места в любом
направлении.
Организовать коллективную работу над этюдами и воплотить свой
замысел, подключив к работе партнеров.
Овладеть гигиеническими навыками в обращении со сценическим
гримом и знать общие принципы его наложения.
Нарисовать эскиз костюма своего персонажа.
Создать эскиз декорации к спектаклю.
Самостоятельно готовить сцену, бутафорию, реквизит, костюмы к
репетиции.
Знать несколько дыхательных упражнений и уметь правильно
выполнять их.
Знать 5-10 сложных звукосочетаний и уметь отчетливо
произносить их в темпе, заданном педагогом.
Уметь управлять громкостью голоса во время дирижирования
педагога и при самостоятельном контроле.
Иметь общее представление об основных этапах истории
зарубежного театра, о творчестве крупнейших актеров и
драматургов.
Реализовать полученные навыки в конкретной творческой работе,
участвуя в мероприятиях.
В конце 3-го – 4-го года обучения дети должны уметь:
Показать индивидуальный этюд, по опорным словам,
коллективный этюд с 1-3 партнерами.
Описывать картины, возникающие перед внутренним взором.
Рассказать или показать свои наблюдения за миром людей,
природы, предметов.
Описать собственные эмоции, испытываемые от созерцания
произведений искусства, явлений природы.
Запомнить свои места в течение 3-4 перемещений.
Воспроизвести расположение группы из 58 предметов и вернуть
их в первоначальное положение после перемены педагогом.
Запомнить свою мизансцену в точности до пластики рук, взгляда и
суметь в течение данного урока повторить ее.
Воспроизвести мизансцену, построенную другим учеником, в
точности повторить ее.
Двигаясь по сценической площадке, равномерно заполнять ее.
Распределиться по площадке таким образом, чтобы выделить
главного персонажа.
Пройти с закрытыми глазами через лабиринт из 5-7 стульев по
маршруту, указанному педагогом: сначала двигаться вперед, а
потом возвратиться по тому же пути, пятясь.
Воспроизводить в пространстве плоскостную мизансцену
жанровой картины.
Находить элементы характерного поведения персонажа.
Выполнять дыхательные и речевые упражнения, усложненные
незначительной физической нагрузкой (ходьбой, наклонами).
Самостоятельно выполнять комплекс дыхательных упражнений.
Выполнять словесное действие, заданное педагогом, на знакомом
стихотворном или прозаическом материале.
Произнести скороговорку или несложное стихотворение, с учетом
1-2 обстоятельств, предложенных педагогом.
Прочитать с листа стихи или прозу, расставляя в них логические
ударения.
Иметь представление об основных этапах развития русского
театра, о творчестве выдающихся русских актеров, режиссеров и
драматургов.
Реализовать полученные навыки в спектаклях, которые играются
для зрителей в конце учебного года.
Формы и виды контроля и подведения итогов освоения всей
программы.
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
-текущий контроль – осуществляется посредством наблюдения за
деятельностью ребенка в процессе занятий; диагностика.
-промежуточный контроль – праздники, соревнования, занятия-зачеты,
конкурсы;
-итоговый контроль – открытые занятия, спектакли, диагностика, отзывы
коллег, родителей, детей.
В течение учебного года воспитанники принимают участие в конкурсах и
фестивалях чтецов, инсценировок и др. В конце каждого года проводится итоговое
занятие или выступление на мероприятиях.
Текущий контроль обеспечивается методикой, демонстрирующей
уровень развития следующих параметров:
актерские навыки;
чувство ритма;
импровизация;
сценическая речь;
сценическое общение.
Контроль осуществляется 2 раза в год – на начало и конец года, и
итоговый – на конец обучения по программе. Параметры оцениваются
по 10 - бальной системе и фиксируются в таблице.
№
Ф.И.О
Актерские
Чувство ритма
Импровизация
Сценическая
Сценическое
п/п
воспитанника
навыки
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
речь
Начало
года
Конец
года
общение
Начало Конец
года
года
В конце учебного года составляется график, позволяющий визуально
оценить динамику развития параметров.
Формой подведения итогового контроля можно считать: выступление на
школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в
школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в
мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и
постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, диагностика.
Итог курса по программе «Театр в школе» - это приобретение опыта
решения коммуникативных задач в реальной жизни, а также активное участие в
творческих постановках на площадках школы и города, умение выступать в роли
режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
Список используемой литературы и интернет источников:
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства
«Школьный
театр».
http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ.
Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И.
Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального
искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
4. https://pptcloud.ru/mxk/teatr
5. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/12/06/vpomoshch-rukovoditelyu-teatralnogo-kruzhka