Театр

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Управление образования МО Белоглинский район
МБОУ СОШ №5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Театр»
для обучающихся 1-4 классов

с.Белая Глина, 2023 год

Содержание

1)пояснительная записка;
2) планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности;
3) содержание внеурочной деятельности, формы, виды деятельности
4) тематическое планирование с определением основных видов
внеурочной деятельности обучающихся;

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности «Театр» составлена в
соответствии с нормативно-правовой базой: Федеральный Закон «Об образовании
в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм.
и доп., вступ. в силу с 01.07.2016); Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 № 373 (с изменениями от 26.11.2010 № 1241, 22.09.2011 № 2357,
18.12.2012 № 1060, 29.12.2014 № 1643, 31.12.2015 № 1576).Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от
29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации
03.03.2011 № 19993 (с изменениями от 24.11.2015 № 81); Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья"от 10.07.2015 № 26 (вместе с
"СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...",
зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528); Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина; Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Концепция
программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.
Цели:
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных
задач общества и государства является воспитание нравственного,
ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом
Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования
процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний,
умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной
деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовнонравственных, социальных семейных и других ценностей. Государство и
общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы
воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на
практике использовать полученные знания; формирование целостной
образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную
деятельность и учитывающую историко - культурную, этническую и
региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции;
выстраивание социального партнёрства школы с семьёй.

Таким образом, основная цель рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Театр в начальной школе» является формирование
коммуникативных умений, поддержка одарённых детей, воспитание и развитие
понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего
художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
Метапредметные:
1) формировать коммуникативные умения, такие как: включаться и
поддерживать диалог, коллективное обсуждение; учитывать мнения партнёров,
отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои
затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; научить слушать собеседника;
научить договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению; помочь формулировать собственное
мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
2) развивать умение проявлять инициативу и активность, планировать свою
работу, сопоставлять свои достижения с заданными критериями.
Личностные:
3)формировать
потребность
сотрудничества
со
сверстниками,
доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,
стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
4)целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе
опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
5)
развития.

осознание значимости занятий театральным искусством для личного

Содержание программы обеспечивает преемственность
с программами
предметов (литературное чтение, русский язык, окружающий мир), является
продолжением и дополнением содержания образования.
Программа ориентирована на достижение результатов ФГОС (планируемых
результатов обучения): личностных, метапредметных
(регулятивных,
познавательных, коммуникативных).
Программа разработана для параллели 1-4 классов, рассчитана на 34 часа год,
1час в неделю.

Отличительными особенностями и новизной программы является
соединение в себе основных современных принципов в образовании:

- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами
театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на
практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и
инструмент
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам
(уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и
технология, вокал и ритмика)
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на
творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение
личности
-принцип коммуникативной направленности - вовлечение учащихся в
устную и письменную коммуникацию; отбор и организация учебного материала:
тематику, сферы общения, ситуации общения, возможные в заданных условиях;
использование различных организационных форм для включения каждого в
общение; соблюдения условий, благоприятствующих общению.
I.

РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ

Коммуникативные умения:
Обучающийся научится:
·включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность
·работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
·обращаться за помощью;
·формулировать свои затруднения;
·предлагать помощь и сотрудничество;
·слушать собеседника;
·договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
·формулировать собственное мнение и позицию;
·осуществлять взаимный контроль;
·адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Регулятивные умения:
Обучающийся научится:
·понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
·планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
·осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
·анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные умения:
Обучающийся научится:
·пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
·понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

·проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и
инсценировании.
Личностные результаты:
У учеников будут сформированы:
·потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение
к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
·целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
·этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе
опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
·осознание значимости занятий театральным искусством для личного
развития.

II.

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ФОРМЫ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа «Театр в начальной школе» включает в себя следующие
разделы: (Таблица№2)
1. «Мы играем – мы мечтаем!» (Введение ребёнка в мир театрального
искусства)
2. Театр и речь. (Речь, как основное средство театрализованного искусства)
3. Основы актёрского мастерства. (Сценическое искусство: развитие игрового
поведения, эстетических чувств)
4. Просмотр спектаклей в театрах города. («Творческая мастерская»)
5. Наш театр. (Самостоятельная театральная деятельность»: театрализованные
игры, игры-драматизации, постановка спектаклей).
Таблица№1 «Разделы курса»
№ Тема раздела
п/п Форма занятия

1

Колво
часо
в

«Мы играем – мы мечтаем!»
10
занятие - игра

2

«Театр и речь»
8
занятие - актёрский тренинг
занятие – беседа
занятие - экскурсия

Виды
деятельности

игровая
деятельность

Планируемые результаты

умение участвовать в диалоге,
умение слушать и вступать в
диалог,
участвовать
в
коллективном
обсуждении
проблем
взаимодействие учеников между
собой на уровне класса
познавательная
умение выбирать и использовать
деятельность
адекватные выразительные средства,
взаимодействие
ученика
с
учителем
умение
ставить
вопросы;
обращаться
за
помощью;
формулировать свои затруднения,
предлагать
помощь
и
сотрудничество
досугово
- «Основы актёрского мастерства»
развлекательная
занятие
изучение
основ
сценического мастерства
умение решать творческие задачи
на уровне импровизаций, уметь
использовать
художественные
материалы
умение вступать в общение с
произведением
искусства
и
«актёрами»

3

«Просмотр спектаклей в 4
театрах города»
занятие - просмотр спектакля
занятие – беседа
занятие - иллюстрирование

4

«Наш театр»
занятие - мастерская образа
занятие
мастерская
костюма, декораций
занятие
инсценировка,
постановка спектакля

занятие - выступление

социальное
творчество
проблемноценностное
общение
художественное
творчество

11

социальное
творчество
исследование

допускать
возможность
существования у людей различных
точек зрения, в том числе
отличной от его собственной, и
ориентироваться
на
позицию
партнёра
в
общении
и
взаимодействии;
умение вступать в общение с
произведением
искусства
и
«актёрами»
разрабатывать единую тактику в
театрализованных
действиях,
учитывая мнения партнеров
умение разрабатывать единую
тактику
в
театрализованных
действиях,
учитывая
мнения
партнеров,
использовать речь для регуляции
своего действия, и действий
партнера,
способность
сохранять
доброжелательное отношение друг
к другу в ситуации конфликта
интересов
умение выступать в роли актёра,
зрителя, режиссёра.

Учебно-методическая обеспечение
Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства»
рекомендуется использовать «Театр». Пособие для дополнительного
образования» И.А. Генералова, Ершовой Т.Г. [29,30]
Также разработанная программа «Театр в школе» предполагает разные
формы работы - индивидуальные и подгрупповые занятия, которые используются
с целью формирования коммуникативных умений и отработки отдельных сцен
спектаклей.



Программа предусматривает использование основных форм проведения
занятий:
игра – беседа - иллюстрирование



изучение основ сценического мастерства - мастерская образа



мастерская костюма, декораций



инсценировка прочитанного произведения - постановка спектакля



посещение спектакля - работа в малых группах



актёрский тренинг – экскурсия



выступление - диагностика

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры.
Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное
условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство
свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над
декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также
развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать
возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую
знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной,
просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды
деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями
реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает
общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие
зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у
школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у
школьников способствует их гармоничному речевому и художественному развитию
в дальнейшем.
Организация деятельности младших школьников по данной программе
увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Формы проведения занятий в урочное и внеурочное время:

игра (направлена на развитие игрового поведения детей, формирование
умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных
ситуациях, театрализованная деятельность, направленная на отработку дикции,
артикуляции)
беседа (направлена на формирование умения выражать своё отношение
к героям, их поступкам при анализе произведения)


иллюстрирование (после просмотра спектакля или прочтения
произведения предполагаются следующие виды деятельности: беседы по
содержанию и иллюстрирование)


изучение основ сценического мастерства (призван обеспечить условия
для овладения школьниками элементарными знаниями о театральном искусстве)


мастерская костюма, декораций (совместное изготовление и подбор
атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов)


инсценировка прочитанного произведения, или отдельных частей, по
желанию детей и педагога, изучаемых по программе: «Перспективная Начальная
Школа» автора: литературное чтение, автора Н. А. Чураковой,
и по
разработанной программе «Театр в начальной школе»


постановка спектакля (работа над постановкой во время генеральных
репетиций, отработка отдельной части спектакля)




посещение спектакля (просмотр спектакля в театрах города)

работа в малых группах (развитие творческой активности школьников
через решение определённых коммуникативных задач)


актёрский тренинг (беседы и встречи с заслуженными актёрами и
педагогами известных театров города М.В. Дюсметовой, И.В.Гоц)


экскурсия (дети напрямую знакомятся с процессом подготовки
спектакля: посещение гримерной, костюмерной тетра «Скоморох»)


выступление (выступление с готовой
сценических площадках ДШИ, СОШ, ДОУ и т. д)


постановкой

на

разных

диагностика (проводится во время занятий в три этапа направленная на
выявление уровня коммуникативных умений)


Для правильной организации театральных занятий рекомендуется
учитывать следующие принципы:
. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.
. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации
педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как
дидактические и сюжетно-ролевые.
. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения
игр.
. Сотрудничество детей друг с другом, взрослыми.
. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и
упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают
движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.
Но требования предъявляются не только к личностным и профессиональным
качествам педагога, но и к организуемой им среде, которая помогает
формированию коммуникативных умений:
. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием
творческих способностей формируются все стороны личности ребенка;
воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование
эмоций формирует сознание нравственных норм.
. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на
развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых
образов.
. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей
развивается способность активно использовать различные виды знаковосимволической функции, способность к созданию образов и эффективные
механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.
. Театрализованная деятельность должна быть разной функциональной
направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать
как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных
понятий, познания окружающего мира.
.Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных - умение считаться с
мнением коллектива.
Театрализованная
деятельность должны быть различной по своему
содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим
специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся
сюжеты.
В том числе, педагогу необходимо учитывать планируемые результаты и
уровень освоения коммуникативных умений обучающихся.

Мультимедийные ресурсы
https://www.youtube.com/watch?v=f8ZmRLZiIF8
http://vk.com/utvstandart
https://www.youtube.com/watch?v=fOJWVqp9OJM






















Ожидаемые результаты.
В конце 1-го года обучения дети должны уметь:
Дать краткое словесное описание внешности и основных черт
характера каждого члена группы.
Найти оправдание любой произвольной позе (бытовое и в
пределах сюжета).
Узнавать каждого члена группы с закрытыми глазами на ощупь и
по голосу.
Равномерно распределять свои движения в определенном ритме на
определенный счет.
Снимать наиболее значительные физические зажимы.
Выполнять 2-3 простейших физических действия, находясь на
сцене в течение 3-х минут.
Описывать эмоции, испытываемые героем этюда или
художественного произведения, и уметь дать им приблизительное
истолкование.
Переключаться с одного ритма на другой по сигналу педагога, не
прерывая движения.
Создавать пластические импровизации под музыку разного
характера.
Делать 5-10 артикуляционных упражнений.
Овладеть 5-10 дыхательными упражнениями и уметь выполнять
их индивидуально и в группе.
Произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
Произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разным
подтекстом.
Выразительно прочитать наизусть диалог, произнося слова
правильно, четко и с нужными интонациями.
В конце 2-го года обучения дети должны уметь:
Выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии
постороннего человека.
Выполнять индивидуальные задания, не реагируя на реплику
зрителей.
Распределиться по площадке, не перекрывая друг друга.
Выполнять упражнения по памяти физических действий (на выбор
учащегося).




























Запоминать предложенные режиссером мизансцены.
Выполнить простейшее задание и построить этюд в паре с любым
партнером, выбранным педагогом.
Двигаться цепочкой по комнате, закрыв глаза, за ведущим, глаза
которого открыты, в течение 3-5 минут.
Владеть техникой безопасного падения с места в любом
направлении.
Организовать коллективную работу над этюдами и воплотить свой
замысел, подключив к работе партнеров.
Овладеть гигиеническими навыками в обращении со сценическим
гримом и знать общие принципы его наложения.
Нарисовать эскиз костюма своего персонажа.
Создать эскиз декорации к спектаклю.
Самостоятельно готовить сцену, бутафорию, реквизит, костюмы к
репетиции.
Знать несколько дыхательных упражнений и уметь правильно
выполнять их.
Знать 5-10 сложных звукосочетаний и уметь отчетливо
произносить их в темпе, заданном педагогом.
Уметь управлять громкостью голоса во время дирижирования
педагога и при самостоятельном контроле.
Иметь общее представление об основных этапах истории
зарубежного театра, о творчестве крупнейших актеров и
драматургов.
Реализовать полученные навыки в конкретной творческой работе,
участвуя в мероприятиях.
В конце 3-го – 4-го года обучения дети должны уметь:
Показать индивидуальный этюд, по опорным словам,
коллективный этюд с 1-3 партнерами.
Описывать картины, возникающие перед внутренним взором.
Рассказать или показать свои наблюдения за миром людей,
природы, предметов.
Описать собственные эмоции, испытываемые от созерцания
произведений искусства, явлений природы.
Запомнить свои места в течение 3-4 перемещений.
Воспроизвести расположение группы из 58 предметов и вернуть
их в первоначальное положение после перемены педагогом.
Запомнить свою мизансцену в точности до пластики рук, взгляда и
суметь в течение данного урока повторить ее.
Воспроизвести мизансцену, построенную другим учеником, в
точности повторить ее.
Двигаясь по сценической площадке, равномерно заполнять ее.
Распределиться по площадке таким образом, чтобы выделить
главного персонажа.














Пройти с закрытыми глазами через лабиринт из 5-7 стульев по
маршруту, указанному педагогом: сначала двигаться вперед, а
потом возвратиться по тому же пути, пятясь.
Воспроизводить в пространстве плоскостную мизансцену
жанровой картины.
Находить элементы характерного поведения персонажа.
Выполнять дыхательные и речевые упражнения, усложненные
незначительной физической нагрузкой (ходьбой, наклонами).
Самостоятельно выполнять комплекс дыхательных упражнений.
Выполнять словесное действие, заданное педагогом, на знакомом
стихотворном или прозаическом материале.
Произнести скороговорку или несложное стихотворение, с учетом
1-2 обстоятельств, предложенных педагогом.
Прочитать с листа стихи или прозу, расставляя в них логические
ударения.
Иметь представление об основных этапах развития русского
театра, о творчестве выдающихся русских актеров, режиссеров и
драматургов.
Реализовать полученные навыки в спектаклях, которые играются
для зрителей в конце учебного года.
Формы и виды контроля и подведения итогов освоения всей
программы.

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
-текущий контроль – осуществляется посредством наблюдения за
деятельностью ребенка в процессе занятий; диагностика.
-промежуточный контроль – праздники, соревнования, занятия-зачеты,
конкурсы;
-итоговый контроль – открытые занятия, спектакли, диагностика, отзывы
коллег, родителей, детей.
В течение учебного года воспитанники принимают участие в конкурсах и
фестивалях чтецов, инсценировок и др. В конце каждого года проводится итоговое
занятие или выступление на мероприятиях.
Текущий контроль обеспечивается методикой, демонстрирующей
уровень развития следующих параметров:
 актерские навыки;
 чувство ритма;
 импровизация;
 сценическая речь;
 сценическое общение.
Контроль осуществляется 2 раза в год – на начало и конец года, и
итоговый – на конец обучения по программе. Параметры оцениваются
по 10 - бальной системе и фиксируются в таблице.
№

Ф.И.О

Актерские

Чувство ритма

Импровизация

Сценическая

Сценическое

п/п

воспитанника

навыки
Начало
года

Конец
года

Начало
года

Конец
года

Начало
года

Конец
года

речь
Начало
года

Конец
года

общение
Начало Конец
года
года

В конце учебного года составляется график, позволяющий визуально
оценить динамику развития параметров.
Формой подведения итогового контроля можно считать: выступление на
школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в
школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в
мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и
постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, диагностика.
Итог курса по программе «Театр в школе» - это приобретение опыта
решения коммуникативных задач в реальной жизни, а также активное участие в
творческих постановках на площадках школы и города, умение выступать в роли
режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.

Список используемой литературы и интернет источников:
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства
«Школьный
театр».
http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ.
Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И.
Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального
искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
4. https://pptcloud.ru/mxk/teatr
5. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/12/06/vpomoshch-rukovoditelyu-teatralnogo-kruzhka


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».