МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Управление образования МО Белоглинский район
МБОУ СОШ №5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для обучающихся 5 – 7 классов
с.Белая Глина, 2023 год
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для обучающихся 5-7 классов и
рассчитана на 17 часов в год. Курс реализуется в обще-интеллектуальном
направлении внеурочной деятельности.
Цель курса:
формирование у обучающихся компетенций, необходимых для
эффективного управления личными финансами.
Задачи курса:
формирование начальных навыков экономического
мышления, воспитание ответственности при выстраивании
финансовых отношенийв семье и обществе,
приобретение опыта применения полученных знаний и
умений для решения бытовых вопросов в области экономики семьи.
Формы и виды деятельности:
экскурсия,
практикум,
онлайн занятие,
игра,
беседа,
мозговой штурм,
КТД,
виртуальная экскурсия,
решение задач,
творческая мастерская,
проект,
работа в библиотеке,
написание эссе,
кейс.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной
деятельности «Финансовая математика»
Изучение математики по данной программе способствует формированию
у обучающихся личностных, метапредметных и предметных
результатовобучения, соответствующих требованиям федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования и
примерной программе воспитания:
Гражданское
воспитание:
готовность
к
выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление об
основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном
обществе;
представление
о
способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное
участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
1.
Патриотическое
воспитание:
осознание
российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к
символам России, государственным праздникам; историческому, природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране.
2.
Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие антисоциальных поступков; свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
3.
Эстетическое воспитание: восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
4.
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной
культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки
безопасного поведения в интернет- среде; способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и не осуждая
других; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
5.
Трудовое воспитание: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города,
края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений
для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
6.
Экологическое воспитание: ориентация на применение знаний из
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценка возможных последствия своих
действий для окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей
их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
7.
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной
и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
8.
Личностные
результаты,
обеспечивающие
адаптацию
обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах,включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
- способность
обучающихся
взаимодействовать
в
условиях
неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
- способность действовать в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности
черезпрактическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других;
- навык
выявления
и
связывания
образов,
способность
формированияновых знаний, в том числе способность формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам,
выполнять
операции
в
соответствии с определением
и простейшими свойствами понятия,
конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства
при решении задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать
терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию,
оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию
стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты:
- развитие умений поиска информации, необходимой для
решенияматематических задач;
- формирование умений представлять информацию в виде
информационной модели (таблицы, схемы, графика, диаграммы ит.п.);
- развитие логических операций сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей;
развитие речи посредством овладения
предметными и межпредметными понятиями;
- формирование навыков планирования действий с помощью учителяи
самостоятельно;
- развитие способности критического отношения к полученным
результатам: самооценка и взаимооценка, корректировка действий, принятие
идей и замечаний других людей;
- развитие навыков коммуникации: составление устных и
письменных текстов, ведение диалога, принятие других точек зрения,
распределение функций и ролей при совместной деятельности;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и
давать оценку ситуации;
- умение переложить знакомую математическую задачу в контекст
проблемной ситуации других дисциплин, в окружающей жизни.
-
Предметные результаты:
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её
осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и
умений для решения бытовых задач в области семейной экономики: доходы и
расходы семьи, составление семейного бюджета, инвестирование,
прогнозирование и анализ полученных результатов;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и
нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и
формирование познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин
Обучающийся научится:
- оперировать на базовом уровне понятиями: цена товара, скидка,
распродажа, продажа по акции, сбережение и увеличение капитала;
- оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет и доход страны,
средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость
строительства объектов народного хозяйства; бюджет семьи, статьи расходов
семьи, взаимосвязь доходов и расходов и др.;
- пользоваться денежными знаками (купюрами, монетами);
- применять формулу стоимости покупки для расчета цены,
стоимости или количества товара;
- оценивать достаточность имеющейся суммы денег для
покупки товара, вычислять причитающуюся сдачу;
- решать задачи на стоимость товаров и услуг, выбор оптимального
варианта покупки с помощью составления числовых выражений;
- рассчитывать зарплату, премию;
- принимать участие в расчетах семейного бюджета
- решать задачи на снижение и увеличение цены, применяя
пропорции и линейные уравнения;
- применять к решению задач соотношение: прибыль = выручка –
себестоимость;
Обучающийся получит возможность научиться:
- приёмам грамотного распределения семейного бюджета;
- оптимизировать доходы и расходы посредством математических
механизмов;
- применять
аппарат математические методы для решения
разнообразных задач из смежных предметов и практической деятельности;
- выбирать изученные методы и их комбинации для решения
математических задач;
- применять полученные знания при решении задач повышенной
сложности.
1.
Содержание учебного предмета
РАЗДЕЛ.
Доходы
и
расходы семьи Тема 1. Деньги
(3 ч)
История и причины возникновения денег. Денежные отношения на Руси.
Валюта РФ, Госхран РФ. Золотой запас страны. Современные деньги России и
других стран. Что такое банк. Для чего нужны банки. Денежные расчёты.
Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы.
Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги.
Тема 2. Доходы и расходы (2 ч)
Статьи расходов. Статьи доходов. Бюджет и доходы страны, средства,
выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость
строительства объектов народного хозяйства и др.
Тема 3. Семейный бюджет (12 ч)
Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления.
Товары длительного пользования. Заработная плата. Услуги. Коммунальные
услуги и платежи. Детские расходы. Формирование личных и семейных
сбережений.Рациональное планирование, в частности оптимальный выбор,
позволяющий минимизировать расходы.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности (1 час в
неделю, всего 17 часов)
Раздел
Коли
честв
о
часов
Темы
Количество
часов
Деньги
3ч
История и причины
возникновения денег.
Денежныеотношения
на Руси. Валюта РФ,
Госхран РФ. Золотой
запас страны.
Современные деньги
Россиии других
стран. Что такое банк.
Для чего нужны
банки.
1
Объяснение
проблем
бартерного
(товарного)
обмена.
Описание
свойств
предмета,
выполняющего роль денег.
Ознакомление с понятием
золотой
запас
страны,
валюта. Объяснение,
почему
изготовление фальшивых
денег
преступление.
Решение
задач на
соотнесение, составление
схем, таблиц.
Денежные расчёты.
Обмен.
Товарные
деньги.
Символические
деньги.
Драгоценные
металлы. Монеты.
Купюры. Наличные
деньги.
Безналичные деньги.
Статьи расходов.
Статьи доходов.
Бюджет и доходы
страны, средства,
выделяемые на
образование, медицинское обслуживание, стоимость
строительства
объектов народного
хозяйства и др.
2
Перечисление
видов денег.
Примеры товарных денег.
Сравнение преимуществ и
недостатков разных видов
денег. Составление
и
решение задачи с денежным
расчётами.
Доходы и
расходы
2ч
2ч
Основные
виды
деятельности обучающихся
(на уровне универсальных
учебных действий)
Рассмотреть,
какие
существуют статьи доходов и
расходов семьи и государства.
Решение
простейших
расчётных задач.
Семейный
бюджет
12 ч
Предметы
первой
необходимости.
Товары
текущего
потребления. Товары
длительного
пользования.
2ч
Заработная плата.
2ч
Услуги.
Коммунальные
услуги и платежи.
2ч
Детские расходы.
2ч
Формирование
личных и семейных
сбережений.
2ч
Рациональное
планирование, в
частности
оптимальный выбор,
позволяющий
минимизировать
расходы.
2ч
Объяснение
причин,
по
которым
люди
делают
покупки.
Описание
направлений расходов семьи.
Решение простейших задач
на
расчёт
стоимости
товаров,
необходимых в повседневной
жизни.
Описание
и
сравнение
источников доходов семьи.
Расчёт расходов
семьи на условных примерах.
Обсуждение
воздействия
рекламы и промоакций на
принятие решений
о
покупке.
Расчёт
доли
расходов на разные товары и
услуги. Какие существуют
коммунальные
платежи.
Расчёт расходов семьи
На коммунальные услуги.
Статьи расходов семейного
бюджета на
детей. Расчётрасходов семьи
на нужды детей.
Управление
доходами
и
расходами. Семейный бюджет,
формирование
личных
и
семейных
сбережений.
Кредит. Вклады. Составление
семейного бюджета на
условных примерах.
Сравнение доходов и
расходов и принимать
решения. Последствия
превышения расходов над
доходами. Решение задач на
оптимизацию
затрат.