МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Управление образования МО Белоглинский район
МБОУ СОШ №5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Орфографическая зоркость»
для обучающихся 9-11 классов
с.Белая Глина, 2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа
данного
учебного
курса
деятельности разработана в соответствии с требованиями:
внеурочной
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 №
996-р;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от
31.05.2021 № 287;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания
внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности, направленные письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 091672;
- основной образовательной программы основного общего образования
ЧОУ «Перфект – гимназия» », утвержденной приказом от . 02.06.2022 №
76 «Об утверждении основной образовательной программы основного
общего образования по ФГОС третьего поколения» в том числе с учетом
рабочей программы воспитания
Учебный курс расширяет и систематизирует теоретические сведения,
полученные обучающимися на уроках русского языка, закрепляет
практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях,
нацелен на подготовку школьников к успешному написанию контрольных
работ, участию в олимпиадах, творческих конкурсах, интеллектуальных
состязаниях.
Программа курса позволяет проводить специальную работу с детьми,
мотивированными на изучение русского языка, с целью стимулирования
развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и
творческих способностей. Курс направлен на развитие орфографической и
пунктуационной
зоркости
обучающихся,
формирование
грамотности, навыков самостоятельного выполнения заданий различных
уровней сложности.
Цель учебного курса: обеспечение достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы основного общего
образования по русскому языку.
Задачи учебного курса:
- формировать положительную мотивацию к изучению русского языка;
- способствовать формированию прочных знаний, умений, навыков по
грамматике русского языка, обогащению словарного запаса учащихся;
- формировать навыки самостоятельной работы над познанием родного
языка;
- развивать творческие способности учащихся;
- совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
- формировать культуру обращения с книгой;
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщать учащихся к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями.
Формы проведения занятий учебного курса:
- беседы;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов,
дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок,
считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с
разнообразными словарями;
- самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание учебного курса внеурочной деятельности отвечает
требованиям к организации внеурочной деятельности: соответствует
содержанию учебного предмета «Русский язык», не требует от учащихся
дополнительных знаний по русскому языку.
Учебный курс построен в соответствии с реальными познавательными
интересами обучающихся и содержит полезную и любопытную
информацию, интересные лингвистические факты, способные дать
простор воображению детей.
При разработке содержания учебного курса учитывалась особая роль
русского языка в формировании личности, в развитии мышления,
воображения,
интеллектуальных
и
творческих
способностей
обучающихся. Содержание программы нацелено на то, чтобы
обучающиеся осознали родной язык как средство приобщения к
духовному богатству русской культуры и литературы, как основной канал
социализации и самореализации личности, развития способности к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая
организацию учебной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные
Готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе.
По основным направлениям воспитания:
- гражданское: неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
- патриотическое: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России;
- духовно-нравственное: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение
и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
- эстетическое: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства; осознание важности художественной культуры
как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в
разных видах искусства;
- физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в
том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать
эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
- трудовое: осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом личных и
общественных интересов и потребностей;
- экологическое: повышение уровня экологической культуры; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- ценность научного познания: овладение языковой и читательской
культурой как средством познания мира; овладение основными
навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптация обучающихся к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- потребность во взаимодействии в условиях неопределенности,
открытость опыту и знаниям других;
- потребность в действии в условиях неопределенности, в повышении
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей, получать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- необходимость в формировании новых знаний, умений связывать
образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях,
в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний
и компетенций, планирование своего развития;
- умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития,
анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики,
оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность
осознавать
стрессовую
ситуацию,
оценивать
происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный,
речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер;
- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия;
- формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в сложившейся ситуации;
- быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным
состоянием
ситуации,
объекта,
самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные
иллюстративных материалов;
тексты
с
использованием
2) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы
при
решении
конкретной
проблемы,
обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при
решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и
иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся
ситуаций,
установленных
ошибок,
возникших
трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные
1. Совершенствование различных видов устной и письменной
речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и
письма); формирование умений речевого взаимодействия (в том
числе общения при помощи современных средств устной и
письменной коммуникации):
- создание устных монологических высказываний на основе жизненных
наблюдений,
личных
впечатлений,
чтения
учебно-научной,
художественной и научно-популярной литературы: монолог-описание;
монолог-рассуждение; монолог-повествование; выступление с научным
сообщением;
- участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен
мнениями, запрос информации, сообщение информации (создание не
менее шести реплик); обсуждение и четкая формулировка цели, плана
совместной групповой деятельности;
- овладение различными видами аудирования (выборочным, детальным,
ознакомительным) учебно-научных, художественных, публицистических
текстов различных функционально-смысловых типов речи;
овладение
различными
видами
чтения
(просмотровым,
ознакомительным, изучающим, поисковым);
- понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных,
официально-деловых, публицистических, художественных текстов
различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в
устной и письменной форме темы и главной мысли текста;
формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них;
подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме
содержания текста;
- овладение умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста: составление плана текста (простого, сложного;
назывного,
вопросного,
тезисного)
с
целью
дальнейшего
воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой
информации в тексте;
- представление содержания прослушанного или прочитанного учебнонаучного текста в виде таблицы, схемы; представление содержания
таблицы, схемы в виде текста; комментирование текста или его
фрагмента;
- передача в устной или письменной форме содержания прослушанных
или прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов
речи
(повествование,
описание,
рассуждение-доказательство,
рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) с заданной
степенью свернутости: подробное изложение (исходный текст объемом
не менее 280 слов), сжатое и выборочное изложение (исходный текст
объемом не менее 300 слов);
- устный пересказ прочитанного или прослушанного текста объемом не
менее 150 слов;
- извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями,
справочной литературой, в том числе информационно-справочными
системами в электронной форме;
- создание письменных текстов различных стилей и функциональносмысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение:
рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждениеразмышление) с соблюдением норм построения текста: соответствие
текста теме и основной мысли; цельность и относительная
законченность;
последовательность
изложения
(развертывание
содержания в зависимости от цели текста, типа речи); правильность
выделения абзацев в тексте; наличие грамматической связи предложений
в тексте; логичность;
- оформление деловых бумаг (заявление, инструкция, объяснительная
записка, расписка, автобиография, характеристика);
- составление тезисов, конспекта, написание рецензии, реферата;
- осуществление выбора языковых средств для создания устного или
письменного высказывания в соответствии с коммуникативным
замыслом;
- анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных
речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной
задачи,
ситуации
и
условий
общения,
выразительного
словоупотребления, соблюдения норм современного русского
литературного языка; понимание и объяснение основных причин
коммуникативных успехов и неудач; корректировка речи.
1. Понимание
определяющей
роли
языка
в
развитии
интеллектуальных и творческих способностей личности в
процессе образования и самообразования, важности соблюдения
норм современного русского литературного языка для
культурного человека: осознание богатства, выразительности
русского языка, понимание его роли в жизни человека, общества и
государства, в современном мире, различий между литературным
языком и диалектами, просторечием, профессиональными
разновидностями языка.
2. Расширение и систематизация научных знаний о языке, его
единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и
единиц; освоение базовых понятий лингвистики:
- вычленение звуков речи и характеристика их фонетических признаков;
распознавание звуков речи по заданным характеристикам; определение
звукового состава слова;
- вычленение морфем в словах; распознавание разных видов морфем;
- определение основных способов словообразования; построение
словообразовательной
цепочки,
определение
производной
и
производящей основ;
- определение лексического значения слова разными способами
(использование толкового словаря, словарей синонимов, антонимов;
установление значения слова по контексту);
- распознавание однозначных и многозначных слов, омонимов,
синонимов, антонимов; прямого и переносного значений слова;
- распознавание слов с точки зрения их происхождения, принадлежности
к активному или пассивному запасу, сферы употребления (архаизмы,
историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, профессионализмы,
канцеляризмы, диалектизмы, жаргонизмы, разговорная лексика);
определение стилистической окраски слова;
- распознавание по значению и основным грамматическим признакам
имен существительных, имен прилагательных, глаголов, имен
числительных, местоимений, наречий, предлогов, союзов, частиц,
междометий, звукоподражательных слов, причастий, деепричастий;
- определение типов подчинительной связи слов в словосочетании
(согласование, управление, примыкание);
- распознавание основных видов словосочетаний по морфологическим
свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные);
- распознавание простых неосложненных предложений; простых
предложений,
осложненных
однородными
членами,
включая
предложения с обобщающим словом при однородных членах,
обособленными членами, уточняющими членами, обращением,
вводными словами, предложениями и вставными конструкциями;
- распознавание косвенной и прямой речи;
распознавание
предложений
по
цели
высказывания
(повествовательные, побудительные, вопросительные), эмоциональной
окраске
(восклицательные
и
невосклицательные),
количеству
грамматических основ (простые и сложные), наличию главных членов
(двусоставные и односоставные), наличию второстепенных членов
(распространенные и нераспространенные); предложений полных и
неполных;
- распознавание видов односоставных предложений (назывные,
определенно-личные, неопределенно-личные, безличные);
- определение морфологических средств выражения подлежащего,
сказуемого разных видов (простого глагольного, составного глагольного,
составного
именного),
второстепенных
членов
предложения
(определения, дополнения, обстоятельства);
- распознавание бессоюзных и союзных (сложносочиненных и
сложноподчиненных) предложений, сложных предложений с разными
видами связи; сложноподчиненных предложений с несколькими
придаточными (с однородным, неоднородным или последовательным
подчинением придаточных);
- распознавание видов сложносочиненных предложений по смысловым
отношениям между его частями;
распознавание
видов
сложноподчиненных
предложений
(определительные, изъяснительные, обстоятельственные: времени,
места, причины, образа действия и степени, сравнения, условия, уступки,
следствия, цели);
- различение подчинительных союзов и союзных слов в
сложноподчиненных предложениях.
1. Формирование умений проведения различных видов анализа слова,
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также
многоаспектного анализа текста:
- проведение фонетического, морфемного, словообразовательного,
лексического, морфологического анализа слова;
- проведение орфографического анализа слова, предложения, текста или
его фрагмента;
- проведение пунктуационного анализа предложения, текста или его
фрагмента;
- проведение синтаксического анализа словосочетания, предложения,
определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в
предложении;
- проведение анализа текста с точки зрения его соответствия основным
признакам (наличия темы, главной мысли, грамматической связи
предложений, цельности и относительной законченности);
- проведение смыслового анализа текста;
- проведение анализа текста с точки зрения его композиционных
особенностей, количества микротем и абзацев;
- проведение анализа способов и средств связи предложений в тексте или
текстовом фрагменте;
- проведение анализа текста или текстового фрагмента с точки зрения его
принадлежности к функционально-смысловому типу речи и
функциональной разновидности языка;
- выявление отличительных признаков текстов разных жанров (расписка,
заявление, инструкция, словарная статья, научное сообщение, реферат,
доклад на научную тему, интервью, репортаж, автобиография,
характеристика);
- проведение анализа текста с точки зрения употребления в нем
языковых средств выразительности (фонетических, лексических,
морфологических, синтаксических).
1. Обогащение словарного запаса, расширение объема используемых
в речи грамматических языковых средств для свободного
выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и сферой
общения:
- осознанное расширение своей речевой практики;
- использование словарей синонимов, антонимов, иностранных слов,
толковых,
орфоэпических,
орфографических,
фразеологических,
морфемных,
словообразовательных
словарей
(в
том
числе
информационно-справочных систем в электронной форме) для
осуществления эффективного и оперативного поиска нужной
лингвистической информации при построении устного и письменного
речевого высказывания.
1. Овладение
основными
нормами
современного
русского
литературного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными,
стилистическими), нормами речевого этикета; соблюдение их в
речевой практике, в том числе:
- соблюдение основных грамматических (морфологических и
синтаксических) норм: словоизменение имен существительных, имен
прилагательных, местоимений, имен числительных, глаголов;
- употребление несклоняемых имен существительных; употребление
местоимений 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего
текста; употребление имен существительных с предлогами в
соответствии с их грамматическим значением;
- употребление предлогов из–с, в–на в составе словосочетаний;
согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием,
сложносокращенными
словами,
употребление
причастного
и
деепричастного оборотов;
построение
словосочетаний
с
несклоняемыми
именами
существительными, сложносокращенными словами;
- построение предложения с однородными членами, с прямой и
косвенной речью, сложных предложений разных видов;
- соблюдение основных орфографических норм: правописание согласных
и гласных в составе морфем;
- употребление прописной и строчной букв, графических сокращений
слов; слитные, дефисные и раздельные написания слов и их частей;
- соблюдение основных пунктуационных норм: знаки препинания в
конце предложения, в простом неосложненном предложении, в простом
осложненном предложении, в сложном предложении, при передаче
чужой речи; редактирование собственных и чужих текстов с целью
совершенствования их содержания и формы;
- сопоставление чернового и отредактированного текстов с целью
анализа исправленных ошибок и недочетов в тексте.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9-11 класс
№ раздела Наименование раздела Количество часов ЭОР
1
Фонетика
2
РЭШ
2
Лексика
4
Учи.ру
3
Этимология
2
4
Орфография
2
5
Синтаксис
3
Яндекс.Учебник
6
Развитие речи
4
Фоксворд
17
Инфоурок
Всего в год
РЭШ