Положение об обучении детей ОВЗ в МБОУ СОШ № 5

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 имени Сергея Викторовича
Белоглинского района»

УТВЕРЖДЕНО
Директором МБОУ СОШ №5
___________О.Ю. Звягина
Приказом от 30.08.2022 г.
№ 01-08/375

Положение об организации обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья в МБОУ СОШ № 5
1. Общие положения
1.1. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК).
1.2. Организация обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
производится на основе:
 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации";
 приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 N
115 "Об Утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования" с изменениями от 11 февраля 2022
года (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
11.02.2022г. №69);
 федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 г. N 1309 "Об утверждении
Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом
необходимой помощи";
 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"",
 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания",
1.
Организация образовательного процесса лиц с ОВЗ

2.1. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом
особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение
социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медикопедагогической коррекции.
2.2. Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах:
1) в образовательной организации;
2) вне образовательной организации: по образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования - на дому или в медицинских
организациях, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть
получено в форме самообразования.
2.3. Для обучающихся с ОВЗ реализуются следующие образовательные программы:
- образовательная программа (кроме обучающихся по стандарту начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021г.
№286. Пункт 2 1 раздела: «ФГОС не применяется для обучения обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями»);
- адаптированная образовательная программа,
Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья
определяются
адаптированной
общеобразовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием
самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные
планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой
тьютора.
2.4. Адаптированная образовательная программа - образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
2.5. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной
общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей)
и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
2.6. Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным основным
образовательным программам:
- сроки освоения АООП НОО от четырех до шести лет разными группами
обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных
потребностей в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (Приказ МО и Н РФ от 19.12.2014г. №1598),
- для обучающихся с ОВЗ при обучении по адаптированным программам основного
общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, срок
получения основного общего образования может быть увеличен, но не более чем до шести
лет.
- для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по
адаптированным основным образовательным программам среднего общего образования
независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на
один год.
2.7. В случае обучения по адаптированным основным общеобразовательным
программам в образовательной организации создаются специальные условия для
получения образования указанными обучающимися.
2.8. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ
понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие

в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательной организации и
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ.
2.9.
Доступность образовательной среды образовательной организации
предполагает:
 доступность для обучающихся с ОВЗ всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность;
 свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности и учебы, наличие
оборудованного рабочего и читального мест;
2.10. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть реализованы
в следующих формах:
1) урочной и внеурочной деятельности;
2) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
3) сетевой и др.
2.11. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются:
1) бесплатным питанием;
2) бесплатными специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной
литературой, а также услугами сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков и других
специалистов по необходимости.
2.11. Продолжительность учебного занятия для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, а также для классов, в которых обучаются дети с ОВЗ
составляет не более 40 минут.
2.12. Организация рабочего пространства детей с ОВЗ должна соответствовать
санитарным нормам и правилам, в частности при расположении парт (столов)
используемых при организации обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов, следует учитывать особенности физического
развития обучающихся. Мебель для лиц с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов, должна быть приспособлена к особенностям их психофизического развития,
индивидуальным возможностям и состоянию здоровья. Для организации трудового
обучения кабинеты технологии обеспечиваются необходимым оборудованием и
инструментом со специальными приспособлениями, учитывающими особые
образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.13. Обучение классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
проводится в первую смену. Урочная деятельность обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья организуется по 5 дневной учебной неделе, в субботу возможны
организация проведение внеурочной деятельности.
2.14. В системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы
основного общего образования обучающимися с ОВЗ предусматривается создание
специальных условий проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации в соответствии с учетом здоровья обучающихся с ОВЗ, их особыми
образовательными потребностями.
2.15. При реализации адаптированных программ основного общего образования
обучающихся с ОВЗ в учебный план могут быть внесены следующие изменения:
 для глухих и слабослышащих обучающихся исключение из обязательных для
изучения учебных предметов учебного предмета "Музыка";

 для глухих и слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи включение в предметную область "Русский язык и литература"
обязательного для изучения учебного предмета "Развитие речи", предметные
результаты по которому определяются МБОУ СОШ № 5 самостоятельно с учетом
состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых образовательных
потребностей, в том числе с учетом примерных адаптированных программ
основного общего образования;
 для глухих, слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
изменение сроков и продолжительности изучения иностранного языка;
 для всех обучающихся с ОВЗ исключение учебного предмета "Физическая
культура" и включение учебного предмета "Адаптивная физическая культура",
предметные результаты по которому определяются МБОУ СОШ № 5
самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых
образовательных потребностей, в том числе с учетом примерных адаптированных
программ основного общего образования.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного
плана, формируемая участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого
МБОУ СОШ № 5 , включает учебные предметы, учебные курсы (в том числе внеурочной
деятельности), учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие
углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности
обучающихся с ОВЗ.
2.16. В соответствии с разделом III «Особенности организации образовательной
деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья» Приказа Министерства
просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования” создаются специальные условия для получения
образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
2.17. Государственная итоговая аттестации на уровне основного общего образования
для обучающихся с ОВЗ регламентируется Порядком проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования,
утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г.
N 189/1513.
2.18. Государственная итоговая аттестации на уровне среднего общего образования
для обучающихся с ОВЗ регламентируется Порядком проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г.
N 190/1512.
2.19. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим
основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным
основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по
образцу и в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 14.10.2013 N 1145
"Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с

ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной
отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и
обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам".
2.20. Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование,
успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме основного
государственного экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы),
выдаются документы об образовании (аттестаты об основном общем и среднем общем
образовании).
3. Особенности реализации образовательных программ в урочной и внеурочной
форме
3.1. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с
другими обучающимися (инклюзивно), так и в отдельных классах.
3.2. Класс инклюзивного обучения, отдельный класс для обучающихся с ОВЗ
открываются на основании приказа директора и комплектуются на основании заключения
ПМПК и заявления родителей (законных представителей) о согласии на обучение ребенка
в классе инклюзивного образования, отдельном классе для обучающихся с ОВЗ.
3.3. Количество обучающихся в классе определяется исходя из максимального
количества детей с ОВЗ в классах в зависимости от категории обучающихся и вариантов
программы.
3.4. Комплектование классов обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья проводится в зависимости от Санитарных правилх СП 2.4.3648-20"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи":
Предельная наполняемость отдельного класса, группы продленного дня для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается в зависимости
от нозологической группы:
 для глухих обучающихся - 6 человек,
 для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легким
недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, - 10 человек,
 для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с глубоким
недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, - 6 человек,
 для слепых обучающихся - 8 человек,
 для слабовидящих обучающихся - 12 человек,
 для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи - 12 человек,
 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 10
человек,
 для обучающихся, имеющих задержку психического развития, - 12 человек,
 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) -12 человек,
 для обучающихся с расстройствами аутистического спектра - 8 человек,
 для обучающихся со сложными дефектами (с тяжелыми множественными
нарушениями развития) - 5 человек.
Количество
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования
совместно с другими обучающимися.
3.5. При необходимости проводится коррекционная работа детей с ОВЗ. Такая
работа осуществляется на основе адаптированной образовательной программы или
программы коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной
программы общего образования.
3.6. Ребенку с ОВЗ может быть установлен диагностический период, по истечении
которого психолого-медико-педагогический консилиум или специалист (специалисты),
осуществляющий психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся (при

наличии) выносит заключение о возможности продолжения обучения такого ребенка по
образовательной программе, рекомендованной ПМПК. Данное заключение утверждается
решением педагогического совета и доводится до сведения родителей (законных
представителей).
3.7. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ осуществляют
педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед и/или
другие специалисты, указанные в рекомендациях ПМПК.
3.8. Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных или
адаптированных общеобразовательных программ, осуществляется в ПМПК по
письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению
образовательных организаций с письменного согласия родителей (законных
представителей).
3.9. Внеурочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных
потребностей и составляющих суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых
не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности
с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ дополняется коррекционными учебными
курсами внеурочной деятельности.
4. Особенности реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
4.1. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий может осуществляться при реализации образовательных программ в любой
форме обучения (очной, очно-заочной, заочной), а также при сочетании различных форм
обучения и осуществляется в соответствии с Положением об электронном обучении и
использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе
образовательной организации при отсутствии медицинских противопоказаний.
4.2. Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии,
применяемые при обучении обучающихся с ОВЗ, должны предусматривать возможность
приема и передачи информации в доступных для них формах.
5.
Заключительные положения
5.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на
Педагогическом совете школы и утверждается приказом директора организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
5.2. Положение размещается на официальном сайте МБОУ СОШ № 5 в сети Интернет,
на информационном стенде, а также доводится до сведения родителей (законных
представителей) Обучающихся на родительских собраниях.
5.3. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
5.4. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.5.1. настоящего Положения.
5.5. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».