Кубановедение

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Управление образования МО Белоглинский район
МБОУ СОШ №5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Кубановедение»
для обучающихся 1-4 классов

с.Белая Глина, 2023 год
2

Аннотация
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению
«Кубановедение» для 1 – 4 классах составлена на основе авторской
программы М.В. Мирук, Е.Н. Ерёменко, О.В. Чуп. «История и культура
кубанского казачества» – Краснодар: «Традиция», и образовательной
программы дополнительного образования детей в 1-4 классах учреждений
дополнительного образования и (или) в классах казачьей направленности
общеобразовательных учреждений Краснодарского края.
Актуальность данной
программы
обусловлена
необходимостью
воспитания у учащихся чувства патриотизма, любви к своей малой родине,
привития нравственных качеств активного гражданина Кубани.
Программа объединила в свое содержание основы истории,
традиционной и православной культуры кубанского казачества.
Особенностью построения данной программы является то, что в течение
4 лет обучения
выделяются шесть основных тематических блоков,
помогающих реализовать цель и задачи программы: «Кубанские казаки»,
«Традиции и обычаи кубанских казаков», «Труд и быт», «Православие в
жизни кубанского казака», «Кубанское казачье войско: история и
современность», «Традиционная культура кубанского казачества».
Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако
содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в
зависимости от возраста учащихся.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «Кубановедение»
В ходе изучения данного курса предполагается ориентация на
достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных
результатов.
Личностные результаты освоения курса «История кубанского
казачества» должны отражать сформированность:

осознания себя гражданином России и жителем казачьего края, чувства
гордости за свою Родину, кубанское казачество;

уважительного отношения к Отечеству, Кубани, истории, культуре,
своей семье;

социальной роли учащегося, мотивов учебной деятельности, изучения
истории и культуры кубанского казачества;

самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах поведения;

чувства доброжелательности и отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
3



навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных
ситуациях;

мотивации к труду, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал,
нацеленный на:

умение формулировать своё отношение к традициям, военному быту,
фольклору, историческим личностям Кубани;

умение использовать исторические и краеведческие знания для
созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «История Кубанского
казачества» является формирование универсальных учебных действий
(УУД).
Регулятивные УУД:

способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и
навыков;

умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать
её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план
решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять
свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки
самостоятельно.
В
диалоге
с
учителем
совершенствовать
самостоятельно выработанные критерии оценки.

умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать
решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология
проблемного диалога при изучении нового материала и технология
оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:

формирование и развитие посредством исторического и краеведческого
знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий: анализировать,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять
сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
4

критерии для указанных логических операций. Строить логически
грамотные утверждения, включающие установление причинноследственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь
определять возможные источники информации, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять
информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить
информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат:

осознание роли истории и кубановедения в познании общественных
процессов, происходящих в мире;

освоение системы краеведческих знаний о истории Кубани, на основе
которых формируется историческое мышление учащихся;

использование умений, полученных в ходе изучения исторического
краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных
социальных проблем;

использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:

отстаивание своей точки зрения, представление аргументов,
подтверждающих их фактов.

понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация
работы в малых группах, а также использование на уроках элементов
технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты
Знать (понимать):

основные этапы и главные события истории казачества с момента
переселения до наших дней;

важнейшие
достижения
культуры
и
системы
ценностей,
сформировавшиеся в ходе их жизни;

изученные виды исторических источников.
Уметь:

соотносить даты событий истории края с веком;

определять последовательность и длительность важнейших событий
истории края;

использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
решении различных учебных задач;

сравнивать свидетельства разных источников;

показать на карте области границы края, города, места значительных
исторических событий;

рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках,
показывая значение необходимых фактов, дат, терминов;

5
























давать описание исторических событий и памятников культуры на
основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов
исторических источников;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов,
выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и
явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия
важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и
личностям истории края, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для понимания исторических
причин и исторического значения событий и явлений современной
жизни;
высказывать собственные суждения об историческом наследии
населения нашего края;
Ученик получит возможность научиться
рассказывать об основных этапах и ключевых событиях истории
Кубани;
рассказывать о видах хозяйственной деятельности и занятия населения;
использовать на практике знания о целостности процесса развития
социумов (семья, населённый пункт, край, страна, мир), религиозных
представлениях и особенностях культурного развития первых жителей
Кубани;
показывать на карте территорию Кубани, расселение народов, основные
населённые пункты, места важнейших исторических событий;
различать вещественные, письменные, изобразительные и устные
исторические источники;
работать с различными источниками знаний о населении, истории своей
местности;
высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам
людей прошлого, к памятникам культуры;
излагать в устной и письменной форме полученные знания по истории
Кубанского казачества, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах,
конкурсах выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об
экскурсиях, рефераты);
описывать внешний вид представителей растительного и животного
мира суши и водоёмов;
оценивать последствия своих действий по отношению к природным
компонентам;
высказывать своё отношение к наиболее значительным событиям
истории Кубани, историческим деятелям, аргументировать собственную
точку зрения;
6




понимать образный язык различных видов искусства; оценивать
творчество народных мастеров Кубани.
использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни;

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
На изучение курса «Кубановедение» в начальной школе выделяется 135
часов. В первом классе–33 часа (1 час в неделю,33 учебные недели). Во2–4
классах отводится по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
1 год обучения
(33 часа)
1. Кубанские казаки. 2 часа
Зачем мы изучаем курс «История и культура кубанского казачества». Кто
такие казаки. Наши предки – казаки.
2. Традиции и обычаи кубанских казаков. 6 часов
Казачья станица. Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи.
Казачья семья. Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и
детством казачат. Верный друг казака.
3. Труд и быт. 7 часов
Как жили казаки. Хата казака. Красный угол. Быт казачьей семьи.
Обустройство жилища, домашняя утварь. Труд казачьей семьи. Мастеровые
руки. Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях.
4. Православие в жизни кубанского казачества. 4 часа
Казак без веры – не казак. Храм. Правила поведения в храме. Казачьи
традиции. Рождество Христово. Казачьи традиции. Светлое Христово
Воскресение.
5. Кубанское казачье войско: история и современность. 7 часов
Как казаки на Кубань пришли. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачьи
заповеди. Казачья служба. Казаки в годы Великой Отечественной войны.
Кущевская атака.
6. Традиционная культура кубанского казачества. 7 часов
Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма
казачат. Семейные реликвии. Игры кубанских казачат. Казачьи пословицы.
2 год обучения
(34 часа)
1
Кубанские казаки. 4часа
Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество. Казачьи
заповеди.
2
Традиции и обычаи кубанских казаков. 5 часов
Казачья станица. Традиции и обычаи кубанских казаков. Почитание гостя.
Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.
3
Труд и быт. 5 часов
7

Двор. Дом. Уклад казачьей семьи. Занятия казаков. Казачья пища.
4
Православие в жизни кубанского казачества. 8 часов
Казак без веры – не казак. Православные храмы родной станицы, города.
Казак в храме. Для чего приходят в Православный храм. Святой, покровитель
Кубанского казачьего войска – благоверный князь Александр Невский.
Святые, особо почитаемые среди кубанских казаков. Икона в храмах и
жилищах.
5
Кубанское казачье войско: история и современность. 6 часов
Кубанские казаки на рубежах Отечества. Основание первых куреней.
Екатеринодар – град казачий. Памятник казакам-переселенцам. Поминовения
казаков-героев Кубанского казачьего войска. Наше казачье общество.
6
Традиционная культура кубанского казачества. 6 часов
Народное творчество для казачат. Песни, сказки, поговорки, предания в моей
семье. Кубанская «балачка». Песенная культура кубанских казаков. Бандура казачий музыкальный инструмент.
3 год обучения
(34 часа)
1
Кубанские казаки. 4 часа
Народы Кубани. Добрососедство. Нравственные качества кубанского казака.
Сила духа и доблесть казаков.
2
Традиции и обычаи кубанских казаков. 5 часов
Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. День материказачки. Казачий род. Моя родословная. Календарные праздники и обряды
Кубанского казачества.
3
Труд и быт. 5 часов
Казак – хозяин и труженик. Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков.
Одежда казака. Одежда казачки. Декоративно-прикладное творчество
кубанских казаков.
4
Православие в жизни кубанского казачества. 6 часов
Казак без веры – не казак. Молитва. Православные храмы Кубани. Войсковой
храм. Войсковой священник. Православный праздник Покрова Пресвятой
Богородицы.
5
Кубанское казачье войско: история и современность. 9 часов
Переселение казаков на Кубань. Лента времени. Основные памятные даты.
Героизм кубанских казаков. Поминовения казаков Кубанского казачьего
войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Отделы Кубанского казачьего
войска. Атаман Кубанского казачьего войска. Несение службы
современными казаками. Почётный караул войска. Час Славы Кубани.
6
Традиционная культура кубанского казачества. 5 часов
Устное народное творчество кубанских казаков. Казачьи сказы, былички.
Говор кубанских казаков. Танцевальная культура кубанских казаков.
«Казачий дид» Федор Андреевич Щербина.
4 год обучения
8

(34 часа)
1
Кубанские казаки. 3 часа
Территория проживания, язык, культура казаков. Казачьи войска России.
Казачьи заповеди.
2
Традиции и обычаи кубанских казаков. 6 часов
Родители и дети. Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, к взрослой
жизни. Воспитание девочек-казачек. Подготовка к взрослой жизни. Казачий
курень. Казачий круг. Календарные праздники и обряды Кубанского
казачества.
3
Труд и быт. 5 часов
Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Декоративноприкладное творчество кубанских казаков. Казачий военный костюм.
Оружие казака. Награды.
4
Православие в жизни кубанского казачества. 4 часа
Казак без веры – не казак. Заповеди Божьи. Православные храмы Кубани и
России. Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю.
5
Кубанское казачье войско: история и современность. 11 часов
Лента времени. Основные памятные даты. Поминовения казаков Кубанского
казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Управление
Кубанским казачьим войском. Несение казаками службы в наше время.
Охрана порядка. Помощь в чрезвычайных ситуациях. Помощь в охране
природы. Выдающиеся казаки Кубани. Сохранение истории кубанского
казачества. Памятники и музеи. Регалии и реликвии Кубанского казачьего
войска.
6
Традиционная культура кубанского казачества. 5 часов
Казачья семья в современной жизни. Отношение к семье на Кубани. История
семьи в истории родной Кубани. Сохранение и преумножение семейных
традиций. Обрядовый фольклор кубанских казаков. Кубанский казачий хор.

9

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
Раздел

Кол-во часов

«Кубанские казаки».

2

Темы

Введение. Зачем мы изучаем курс «История и культура
кубанского казачества».

Кто такие казаки. Наши предки – казаки.
«Традиции и обычаи
кубанских казаков».

6

Казачья станица.
Уважение к старшим, старикам.
Обычай взаимопомощи.
Казачья семья. Обычаи и традиции семьи.
Обычаи, связанные с рождением и детством казачат.
Верный друг казака.

«Труд и быт».

7

Как жили казаки.
Хата казака. Красный угол.
Быт казачьей семьи.
Обустройство жилища, домашняя утварь.
Труд казачьей семьи.
Мастеровые руки.
10

«Православие в жизни
кубанского казака»

4

Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях.
Казак без веры – не казак
Храм. Правила поведения в храме.
Казачьи традиции. Рождество Христово.
Казачьи традиции. Светлое Христово Воскресенье.

«Кубанское казачье войско:
история и современность»

7

Как казаки на Кубань пришли
Кубанское казачье войско.
Атаман.
Казачья служба.
Казачьи заповеди.

«Традиционная культура
кубанского казачества»

7

Казаки в годы Великой Отечественной войны.
Кущёвская атака.
Дети в казачьей семье. Как казачат учили.
Мы – казачата.
Поведение и форма казачат.
Семейные реликвии.
Игры кубанских казачат.
Казачьи пословицы.

2 год обучения

11

Кол-во часов

Раздел
«Кубанские казаки».

4

Темы
Нравственные ценности казаков: труд.
Нравственные ценности казаков: правда.
Нравственные ценности казаков: честь, Отечество.
Казачьи заповеди.

«Традиции
и
кубанских казаков»

обычаи

5

Казачья станица.
Традиции и обычаи кубанских казаков.
Почитание гостя.
Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.

«Труд и быт»

5

Двор.
Дом.
Уклад казачьей семьи.
Занятия казаков.
Казачья пища.

«Православие
в
кубанского казака»

жизни

8

Казак без веры – не казак.
Православные храмы родной станицы.
Казак в храме.
Для чего приходят в православный храм.

12

Святой, покровитель Кубанского казачьего войска –
благоверный князь Александр Невский.
Святые, особо почитаемые среди кубанских казаков.
Икона в храмах и жилищах.
Казаки на рубежах Отечества.
Основание первых куреней.
«Кубанское казачье войско:
история и современность»

Екатеринодар – град казачий.
6

Памятник казакам-переселенцам.
Поминовения казаков-героев Кубанского казачьего
войска.
Наше казачье общество.

«Традиционная
культура
кубанского казачества»

6

Народное творчество для казачат.
Песни, сказки в моей семье.
Поговорки, предания в моей семье.
Кубанская «балачка».
Песенная культура кубанских казаков.
Бандура - казачий музыкальный инструмент.

3 год обучения

13

Раздел
«Кубанские казаки».

Кол-во часов
4

Темы
Народы Кубани.
Добрососедство.
Нравственные качества кубанского казака.
Сила духа и доблесть казаков.

«Традиции и обычаи
кубанских казаков».

5

Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене,
вдове.
День матери-казачки.
Казачий род.
Моя родословная.
Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.

«Труд и быт».

5

Казак-хозяин и труженик.
Занятия, ремёсла и промыслы кубанских казаков.
Одежда казака.
Одежда казачки.

14

Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков.
«Православие в жизни
кубанского казака»

6

Казак без веры – не казак.
Молитва.
Православные храмы Кубани.
Войсковой храм.
Войсковой священник.
Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

«Кубанское казачье войско:
история и современность»

9

«Традиционная культура
кубанского казачества»

5

Переселение казаков на Кубань.
Лента времени.
Основные памятные даты.
Героизм кубанских казаков. Поминовения казаков
Кубанского казачьего войска.
Кубанское казачье войско в наши дни.
Отделы Кубанского казачьего войска.
Атаман кубанского казачьего войска.
Несение службы современными казаками. Почётный
караул войска.
Час Славы Кубани.
Устное народное творчество кубанских казаков.
Казачьи сказы, былички.
Говор кубанских казаков.
Танцевальная культура кубанских казаков.

15

«Казачий дид» Фёдор Андреевич Щербина.

4 год обучения
Раздел
«Кубанские казаки».

Кол-во часов

Темы

3
Территория проживания, язык, культура казаков.

Казачьи войска России.

«Традиции и обычаи
кубанских казаков».

6

«Труд и быт».

5

Казачьи заповеди.
Родители и дети.
Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, взрослой
жизни.
Воспитание девочек. Подготовка к взрослой жизни.
Казачий курень.
Казачий круг.
Календарные праздники и обряды Кубанского казачества
Традиционные ремёсла и промыслы кубанских казаков.
Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков.
Казачий военный костюм.
Оружие казака.

16

Награды.
«Православие в жизни
кубанского казака»

4

Казак без веры – не казак.
Заповеди Божьи.
Православные храмы Кубани и России.

«Кубанское казачье войско:
история и современность»

11

Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному
календарю.
Лента времени.
Основные памятные даты.
Поминовения казаков Кубанского казачьего войска.
Кубанское казачье войско в наши дни.
Управление Кубанским казачьим войском.
Несение казаками службы в наше время. Охрана
порядка.
Помощь в чрезвычайных ситуациях и охране природы.

«Традиционная культура
кубанского казачества»

5

Выдающиеся казаки Кубани.
Сохранение истории кубанского казачества.
Памятники и музеи
Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска
Казачья семья в современной жизни. Отношение к семье
на Кубани.
История семьи в истории родной Кубани.
Сохранение и преумножение семейных традиций.

17

Обрядовый фольклор кубанских казаков.
Кубанский казачий хор

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».