Мы вместе

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Управление образования МО Белоглинский район
МБОУ СОШ №5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Мы вместе»
для обучающихся 5-9 классов

с.Белая Глина, 2023 год

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка «Мы вместе» составлена на основе
Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного
Общего Образования (далее - ФГОС ООО).
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) - это люди, делающие чтолибо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или
добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных
каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как
правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение
сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социальнозначимая деятельность неизмеримо выше для личности ребёнка навязанной
извне.
Цель:
Развитие детского волонтёрского движения в школе №5.
Задачи:
1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в России.
2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и
красоты, духовного и физического совершенствования детей.
3. Овладение основными практическими умениями в области социальных
отношений.
4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с
ограниченными возможностями.
5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и
проектов в социальной сфере.
Правовой базой для составления программы являются:
• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5);
• Конвенция ООН о правах ребенка.
Программа направлена на формирование универсальных учебных
действий (УУД):
- в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и
межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению
благотворительных акций;
- в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование
(определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного
результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
- в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой
информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России;
самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

3

- коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт
позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу
сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Данная программа основывается на принципах культуросообразности и
коллективности.
Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская
деятельность учащихся основывается на духовно-нравственных ценностях.
Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она
протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт
конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на
формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного
общения.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Срок освоения программы курса внеурочной деятельности и
объем учебного времени
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого педагогических, физических особенностей детей 12-16 лет, увлекающихся
социально значимой деятельностью.
Нормативный срок освоения программы курса внеурочной деятельности
рассчитан на один год.
2. Формы реализации
Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях
предусматриваются
следующие
формы
организации
деятельности:
индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная.
Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое
занятие, беседа, участие в акции.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского
движения, а также их практической реализации.
3. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и решения задач программы
используются современные методы обучения и образовательные технологии
деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор
осуществляется с учетом особенностей содержания программы курса
внеурочной деятельности социальной направленности «Я волонтер – я
помощник». На занятиях используются
общепедагогические методы, к
которым относятся:
проблемно-поисковый;
исследовательский;
творческий (художественный);
метод учебного диалога;

4

наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация);
игровой;
КТД.
III. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе изучения данного курса предполагается ориентация
достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.

на

Личностные результаты освоения программы «Мы вместе» должны
отражать:
- духовно-нравственные качества, приобретение знаний о принятых в обществе
нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
- коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой
деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы являются в:
-расширении круга приёмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами,
планировать волонтёрскую деятельность;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и
др.);
- умении организовывать волонтёрскую деятельность;
- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и
одноклассников.
Направления работы:
- духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская
деятельность;
- патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство
школы и микрорайона;
- здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
- формирование толерантности – организация досуга учащихся
Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся:
- активность участия;
- умение планировать работу волонтёров;

5

- самостоятельность.
В результате реализации данной программы планируется формирование у
учащихся ключевых компетенций следующего содержания:
Обучающиеся будут знать:
- о волонтерском движении в России;
- права и обязанности волонтеров;
- основные направления деятельности волонтеров;
- основные формы работы волонтеров.
Обучающиеся будут уметь:
- организовывать и проводить различные мероприятия для
соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
- аргументировано отстаивать свою позицию;
- адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
- издавать агитационную печатную продукцию;
- принимать общечеловеческие ценности.

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6-7 классы
Тема учебного занятия
Всего,
Количество часов
Характеристика
час
деятельности
Аудитор Внеуади
обучающихся
ные
торные
Мы – волонтеры! - 5 часов

№

1
1.1
.

1.2

1.3

Вводный урок.
Волонтерское
движение. Первый сбор
«Эстафета добрых дел»:
составление плана
работы
Организационное
заседание волонтерской
команды. Распределение
поручений.
«Что умеет волонтер?
Что умеем мы?»
Права и обязанности
волонтера

1

1

Участие в беседе.
Просмотр
видеофильмов,
обсуждение

1

1

Составление плана,
изготовление
эмблемы, разработка
правил

1

1

Участие в беседе
Просмотр Интернет
ресурсов, обсуждение

6
1.4

Встреча с руководителем 1
Школы социального
волонтерства

1.5

Проект. Разработка
1
визитки "Ты хочешь
стать волонтером?",
кодекс настоящего
волонтера, куда могут
войти "10
заповедей волонтера"
или "права волонтера"
Доброта, забота, милосердие - 12 часов

Участие в беседе
Выполнение проекта
"Паспорт
Волонтера"

Изготовление
праздничной открытки с
Днём пожилого человека
Поздравление пожилых
людей на квартирах с
Днём пожилого человека
Изготовление сувениров
для ветеранов Великой
Отечественной войны
Помощь в организации
квеста по ПДД для
начальных классов

1

Участие в беседе
Изготовление
открытки
Выступление детей

Изготовление закладок
для книг в подарок
школьному
библиотекарю
Поздравление
библиотекаря школы с
Днём школьных
библиотек
Проведение акции
«Самая чистая школьная
площадка»

1

2.8

13 ноября – Всемирный
день доброты. «Наши
добрые дела»

1

2.9

Акция «Вахта памяти».

1

2.
2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

Налаживание
взаимодействия,
просмотр презентации

1

1

1

1

Участие в беседе
Изготовление подарка

1

1

1

Участие в беседе
Изготовление
закладки

1

1

1

Разработка заданий,
распределение
обязанностей

1

1

1

Выступление детей,
вручение подарков
школьному
библиотекарю
Уборка территории
школы

Участие в беседе
Просмотр
видеофильмов,
обсуждение
Участие в беседе
Уборка памятника и
территории

7
2.10

Изготовление для мам
подарков ко Дню матери

1

1

Участие в беседе
Изготовление подарка

2.11

Изготовление подарков к
Дню инвалида.

1

1

Участие в беседе
Изготовление
подарков.

2.12

Проведение
благотворительной
акции «Спешите делать
добро»

1

1

Участие в беседе
Организация
выставки-продажи
сувениров

Отчет о работе проходит в форме массовых мероприятий, статей в газете
на школьном сайте, фотоотчетов
VI. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы разделено на три блока. У каждого блока своя
тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это
позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей
жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и
неравнодушным к миру вокруг.
Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация
программы предусматривает включение учащихся в социальную практику,
образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой
деятельности.
Освоение
программы
обучающимися
осуществляется
последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся
активно участвуют в волонтерских акциях.

VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2011.
(стандарты второго поколения).
2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности.
М.: Просвещение, 2011
3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред.
А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011
Сайты Интернет
1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и
http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all

8

2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0481
3. Отряд волонтерского движения
http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.ht
m
4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
5. Волонтёрский отряд «Планета друзей»
http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm
6. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/
7. Проект «Эра милосердия прошла?»
8. Волонтёрское движение «Милосердие» http://www.miloserdie-nn.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».