МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Управление образования МО Белоглинский район
МБОУ СОШ №5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Математическая грамотность «Читаем, решаем, живем»
для обучающихся 5-9 классов
с.Белая Глина, 2023 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Математическая грамотность
«Читаем, решаем, живем»» для 7 класса составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" ст.2, п.9;
Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от
30.08.2013 № 1015 (в редакции 2015 года);
Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от
17.12.2010 № 1897;
Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного
общего
образования,
утвержденный
приказом
Министерством образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897»;
Письма Министерства образования и науки РФО «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011г.№ 032960;
основной общеобразовательной программы основного общего
образования МБОУ СОШ
№ 15 имени Гусева В.В.
школьного учебного плана МБОУ СОШ №15 имени Гусева В.В.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5-9
классов. В программе учитываются возрастные и психологические
особенности школьников данного возраста, обучающихся на ступени
основного общего образования.
Программа рассчитана на 17 часов
Цель
программы
развитие
способности
учащегося
формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах. Эта способность включает математические
рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов
и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она
помогает понять роль математики в мире, высказывать хорошо
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
Задачи:
распознавать
проблемы,
возникающие
в
окружающей
действительности, которые могут быть решены средствами математики;
формулировать эти проблемы на языке математики;
решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной
проблемы. При проведении занятий предлагаются следующие формы
работы:
построение алгоритма действий;
фронтальная, когда ученики работают синхронно под управлением
учителя;
работа в парах, взаимопроверка;
самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные
задания в течение занятия;
постановка проблемной задачи и совместное ее решение;
обсуждение решений в группах, взаимопроверка в группах.
Общая характеристика учебного курса
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений,
составляющих основу математической грамотности. В 5-9 классах
обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать)
информацию различного предметного содержания в разном контексте.
Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и
синтезировать в единую картину, могут иметь как личный, местный, так
и национальные глобальные аспекты. Обучающиеся должны обладать
универсальными способами анализа информации и её интеграции в
единое
целое. В таком контексте математическая грамотность выступает
как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь
образования, в первую очередь общего, с многоплановой человеческой
деятельностью.
В основу математической грамотности положены три
пересекающихся аспекта:
математическое содержание, которое используется в тестовых
заданиях;
контекст, в котором представлена проблема;
математические мыслительные процессы, которые описывают, что
делает ученик, чтобы связать этот контекст с математикой, необходимой
для решения поставленной проблемы.
Низкий уровень математической грамотности подрастающего
поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане,
способные максимально реализовать свои потенциальные возможности
в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести
пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется
актуальность проблемы развития математической грамотности у
школьников на уровне общества. Любой школьник хочет быть
социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень
благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность
развития математической грамотности обоснована еще и тем, что
субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких
академических и социальных достижениях обучающихся, чему
способствует их математическая грамотность.
Поскольку математическая грамотность понимается как
совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное
функционирование человека в современном обществе, ее развитие у
школьников необходимо не только для повышения результатов
мониторинга
PISA,
как
факта
доказательства
выполнения
Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и
для развития российского общества в целом.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности.
Курс направлен на формирование личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и
интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в
поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к
решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников
дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в
поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам
других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и
обеспечение благополучия.
Метапредметными результатами является формирование
регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно контролировать своё время и планировать
управление им
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение
выдвигать способы решения в проблемной ситуации на основе
переговоров;
осуществлять констатирующий контроль по результату и по
способу действия
оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия
определять
цели,
включая
постановку
новых
целей,
преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе
учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном
материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
принимать решения в проблемной ситуации на основе
переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
предполагать развитие будущих событий и развития процесса.
Коммуникативные УУД:
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит
достижение цели в совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание
оснований собственных действий и действий партнёра;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и
полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для
построения действия;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра,
уметь убеждать;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения,
эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения
своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание
совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи,
так и в форме внутренней речи.
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном
обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою
позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам
общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к
партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного
восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в
частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в
процессе достижения общей цели совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать
обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных
совместных решений;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и
позволять её участникам проявлять собственную энергию для
достижения этих целей.
Познавательные УУД:
выполнять задания творческого и поискового характера
(проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации)
проводить доказательные рассуждения;
самостоятельное создание способов решения проблемы
творческого и поискового характера;
синтез как основа составления целого из частей, в том числе с
восполнением недостающих компонентов;
использование
приёмов
конкретизации,
абстрагирования,
варьирования, аналогии, постановки аналитических вопросов для
решения задач.
умение понимать и адекватно оценивать язык средств массовой
информации
владеть смысловым чтением текстов различных жанров:
извлечение информации в соответствии с целью чтения;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач в
зависимости от условий;
анализировать объект с выделением существенных и
несущественных признаков;
выбирать основания и критерии для сравнения, классификации,
сериации объектов;
осуществлять подведение под понятие, выведение следствий;
устанавливать причинно-следственные связи;
проводить синтез как составление целого из частей, в том числе с
восполнением недостающих компонентов.
комбинировать известные алгоритмы решения математических
задач, не предполагающих стандартное применение одного из них;
исследование практических ситуаций, выдвижение предложений,
понимание необходимости их проверки на практике;
самостоятельное выполнение творческих работ, осуществляя
исследовательские и проектные действия, создание продукта
исследовательской и проектной деятельности.
Предметные результаты:
развить представление о числе и роли вычислений в человеческой
практике;
сформировать практические навыки выполнения устных,
письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную
культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формальнооперативные алгебраические умения и научиться применять их к
решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться
использовать функционально- графические представления для описания
и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные
умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться
с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в
реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях
выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически
обосновывать суждения, проводить несложные систематизации,
приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки
математики
(словесный,
символический,
графический)
для
иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах
как важнейших средствах математического моделирования реальных
процессов и явлений.
Результаты обучения:
уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности
методики её решения, используя при этом разные способы;
уметь применять полученные математические знания в решении
жизненных задач;
уметь использовать дополнительную математическую литературу
с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора
и формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов
математики.
Содержание обучения
Составление диаграмм для наглядного представления данных.
Опрос общественного мнения.
Представление результата в виде диаграмм. Умение
рассчитать покупку количества товаров на различные цели.
Создание проекта на покупку товаров. Защита проекта. Создание
проекта «Комната моей мечты». Расчет сметы на обстановку. Расчет
сметы на ремонт по проекту. Расчёт коммунальных услуг своей семьи.
Учёт расходов семьи на питание. Кулинарные рецепты.
Задачи на смеси. Решение практических задач.
Тематическое планирование
№
Количество часов
Наименование
разделов, блоков, тем
Всего,
час
Теория
Практик
а
1
Диаграммы.
1,5
2,5
4
2
Умение планировать бюджет.
0,5
3,5
4
3
Математика в реальной
жизни.
2
7
9
3,5
13,5
17
Итого
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Темы занятий
1. Составление диаграмм
для наглядного
представления
данных.
2. Опрос общественного
мнения.
3. Представление
результата в виде
диаграмм.
4. Представление
результата в виде
диаграмм.
Умение рассчитать
покупку количества
товаров на различные
цели.
6. Умение рассчитать
покупку количества
товаров на различные
цели.
7. Создание проекта на
покупку товаров.
8. Защита проекта на
покупку товаров.
5
9. Создание проекта
«Комната моей
мечты».
10. Расчет сметы на
ремонт по проекту
«Комната моей
мечты».
11. Расчет сметы на
обстановку по проекту
«Комната моей
мечты».
12.
Расчёт коммунальных
услуг своей семьи.
13. Учёт расходов семьи
на питание.
14. Учёт расходов семьи
на питание.
15. Кулинарные рецепты.
Задачи на смеси.
Формы
проведени
я занятий
Планируемые результаты
Диаграммы. 4 часа.
Лекция,
Извлекать и
практика
интерпретировать
информацию из готовых
диаграмм.
Уметь проводить
Лекция
исследования простейших
социальных явлений по
Практика
готовым диаграммам.
Развивать поисковую
деятельность учащихся,
Практика
научить их пользоваться
техническими средствами
для получения
Умение планировать бюджет. 4часа.
Лекция,
Уметь решать задачи из
практика
реальной практики,
применять
вычислительные навыки
при решении практических
Практика
задач: бытовых,
кулинарных и др.
Выполнять сбор
информации в несложных
Практика
случаях. Выполнять
вычисления с реальными
Защита
данными.
проекта
Математика в реальной жизни. 9 часов.
Лекция
Уметь рассчитать площадь,
периметр при решении
практических задач на
составление сметы на
Практика
ремонт помещений.
Выполнять
практикоориентированные
задания на нахождение
Практика
площади. Вычислять
площади. Уметь применять
вычислительные навыки
при решении практических
Практика
задач. Решать задачи из
реальной практики,
Лекция
решать поставленные
перед собой задачи.
Практика
Лекция
Колич
ество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
проведения
По
По
плану факту
16.
17.
Кулинарные рецепты.
Задачи на смеси.
Решение задач
Итого
Практика
1
Практика
1
17 ч
Список литературы для педагога
1. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика, 5-11 классы Волгоград: Учитель. 2005;
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя М,: Просвещение. 2010;
3. Григорьева Д.И. Подготовка школьников к олимпиаде по математике.
Методическое пособие М: Глобус. 2009;
4. Заболотнева Н.В. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.
Волгоград: Учитель. 2005;
5. Ковалёва Г.С. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Учебное
пособие для общеобразовательных организаций в 2-х ч – М.; СПб.: Просвещение.
2020.
Список литературы для обучающихся
1. Депман И.Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5-7
классов. –М: Просвещение. 2009;
2. Ковалёва Г.С. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Учебное
пособие для общеобразовательных организаций в 2-х ч – М.; СПб.: Просвещение.
2020;
3. Шарыгин И.Ф., Шивкин А.В. Математика. Задачи на смекалку, -М: Просвещение.
2006;
4. Шевкин Л.Г. Школьная олимпиада по математике, -М: Русское слово. 2002